Обучающая программа по дыхательному аппарату АП «Омега»
Сегодня пожарно-спасательные гарнизоны комплектуются современными дыхательными аппаратами. Их необходимо содержать в полной технической исправности, а также обеспечивать в установленные сроки техническое обслуживание. Несоблюдение этих правил может привести к трагическим последствиям.
В соответствии с этим компанией АО «Дыхательные системы-2000» совместно с ООО «КБ Персона» разработана технология виртуального моделирования и визуализации узлов и механизмов дыхательных аппаратов со сжатым воздухом на примере АП «Омега» (подробнее про АП «Омега» >>>). Разработана специальная программная среда, в основе которой лежит использование 3D-моделей, отражающих принципы работы узлов и механизмов дыхательного аппарата. Подробная информация на сайте
Данная технология позволяет не только рассмотреть узлы АП «Омега» по отдельности, но и декомпозировать их на простейшие составные элементы и всесторонне изучить детали и механизмы без вмешательства в техническое устройство.
Применение метода предусматривает следующие действия:
-
разбор всего дыхательного аппарата;
-
разбор отдельных элементов (полнолицевая маска, спинка и подвесная система, легочный аппарат, редуктор, манометр);
- описание отдельных элементов и узлов и их назначения.
Для оценки эффективности применения данной технологии при изучении технического устройства дыхательных аппаратов подхода, авторы статьи взаимодействовали с профессором Ивановской пожарно-спасательной Академии ГПС МЧС России доктором технических наук Таракановым Денисом Вячеславовичем.
Группе из 30 человек предлагалось изучить устройство аппарата двумя способами: обычным, с применением макета, и модифицированным, с применением виртуальной модели. Для этого группа случайным образом была поделена на две подгруппы по 15 человек. Итоги оценивались с помощью тестовых вопросов на знания по ДА. Результаты тестирования представлены на диаграмме (рис. 1).
Рисунок 1. Сравнение результатов тестирования с применением различных способов изучения.
Анализируя данные, представленные на рисунке 1, можно сделать вывод о том, что предлагаемый модифицированный способ изучения с применением виртуальной модели серьезно повышает усвоение учебного материала. Эффективность применения информационной технологии может быть количественно оценена.
Таким образом, можно измерить качество усвоения материалов при изучении технического устройства дыхательного аппарата с использованием разработанной технологии. Вероятность определяется по формуле и составляет:
По функции Харрингтона, используемой в исследованиях поведенческих особенностей человека, полученный результат говорит о существенной эффективности применения разработанной технологии в изучении технического устройства дыхательных аппаратов. Уровень усвоения учебных данных выше статуса «хорошо» и приближен к статусу «отлично».
Диапазоны значений функции Харрингтона и полученный в ходе исследования результат представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Интервальные значения функции Харрингтона.
Таким образом, результаты оценки эффективности применения разработанной технологии при изучении технического устройства дыхательных аппаратов однозначно говорят о целесообразности ее применения в сравнении с традиционными методами подготовки.
Обучение с использованием 3D-моделирования и детальной разборки объекта на узлы приводит к повышению качества знаний специалистов, способствует более глубокому пониманию сложных устройств и их структуры, при этом возрастает скорость обучения и улучшается усвоение информации.
Выражаем благодарность доктору технических наук Тараканову Денису Вячеславовичу.
|