Инновационная технология виртуального моделирования

инновационная технология виртуального моделирования
Ю.А. Приказчиков, И.Ф. Саттаров
Фото предоставлено авторами

Современные дыхательные аппараты, которыми сегодня комплектуются пожарно-спасательные гарнизоны, необходимо содержать в полной технической исправности, а также обеспечивать в установленные сроки их техническое обслуживание. несоблюдение этих правил может привести к трагическим последствиям. Для верного обращения с дыхательным аппаратом необходимо четко знать его устройство. Разработчики систем создали специальную компьютерную программу, которая позволяет изучать ДаСВ, не прибегая к его разборке.

Эффективным инструментом для углубления теоретических знаний пожарных является компью-терное моделирование. Согласно утверждениям Эдгарда Дейла, известного исследователя вопросов усвоения учебного материала и автора пирамиды Дейла, способы изучения сложных технических объектов без применения специальных визуальных и аудиальных средств не позволяют усвоить более чем 5% от требуемого объема.

В связи с этим компанией АО «Дыхательные системы-2000» совместно с ООО «КБ Персона» разработана технология виртуального моделирования и визуализации узлов и механизмов дыхательных аппаратов со сжатым воздухом на примере АП «Омега».

Рис. 1. Сравнение результатов тестирования с применением различных способов изучения
Рис. 1. Сравнение результатов тестирования с применением различных способов изучения
Детализация

Разработана специальная программная среда, в основе которой лежит использование 3D-моделей, отражающих принципы работы узлов и механизмов дыхательного аппарата (подробная информация на сайте http://ds2000.ru/simulyatory).

Данная технология позволяет не только рассмотреть узлы АП «Омега» по отдельности, но и декомпозировать их на простейшие составные элементы и всесторонне изучить детали и механизмы без вмешательства в техническое устройство.

Применение метода предусматривает следующие действия:
  • разбор всего дыхательного аппарата;
  • разбор отдельных элементов (полнолицевая маска, спинка и подвесная система, легочный аппарат, редуктор, манометр);
  • описание отдельных элементов и узлов и их назначения.
Научно обосновано

Для оценки эффективности применения данной технологии при изучении технического устройства дыхательных аппаратов авторы статьи обратились к профессору Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, д.т.н. Денису Вячеславовичу Тараканову.

Рис. 2. Интервальные значения функции Харрингтона
Рис. 2. Интервальные значения функции Харрингтона

Группе из 30 человек предлагалось изучить устройство аппарата двумя способами: обычным, с применением макета, и модифицированным, с применением виртуальной модели. Для этого группа случайным образом была поделена на две подгруппы по 15 человек. Итоги оценивались с помощью тестовых вопросов на знания по ДА. Результаты тестирования представлены на диаграмме (рис. 1).

Анализируя данные, представленные на рисунке 1, можно сделать вывод о том, что предлагаемый модифицированный способ изучения с применением виртуальной модели серьезно повышает усвоение учебного материала. Эффективность применения информационной технологии может быть количественно оценена.

Таким образом, можно измерить качество усвоения материалов при изучении технического устройства дыхательного аппарата с использованием разработанной технологии. Вероятность определяется по формуле и составляет:

Структура аппарата
Аппарат неразборный
Вероятность

По функции Харрингтона, используемой в исследованиях поведенческих особенностей человека, полученный результат говорит о существенной эффективности применения разработанной технологии в изучении технического устройства дыхательных аппаратов. Уровень усвоения учебных данных выше статуса «хорошо» и приближен к статусу «отлично». Диапазоны значений функции Харрингтона и полученный в ходе исследования результат представлены на рисунке 2.

Таким образом

Результаты оценки эффективности применения разработанной технологии при изучении технического устройства дыхательных аппаратов однозначно говорят о целесообразности ее применения в сравнении с традиционными методами подготовки.

Обучение с использованием 3D-моделирования и детальной разборки объекта на узлы приводит к повышению качества знаний специалистов, способствует более глубокому пониманию сложных устройств и их структуры, при этом возрастает скорость обучения и улучшается усвоение информации.

Данный подход может быть применен не только к конкретному дыхательному аппарату, но и к любому сложному, многоузловому техническому устройству.

Авторы статьи выражают благодарность
доктору технических наук Денису Вячеславовичу Тараканову.